Черноморская районная общественно-политическая газета

«ДВЕРИ В ЧУДЕСА ОТКРЫТЫ ЗДЕСЬ!»

«ДВЕРИ В ЧУДЕСА ОТКРЫТЫ ЗДЕСЬ!»


За несколько дней до профессионального праздника школьных библиотекарей мы попросили библиотекаря Черноморской средней школы № 3 Елену Николаевну ШАНИНУ ответить на ряд вопросов о специфике и особенностях работы школьных библиотек и решаемых ими задач в образовательном процессе. Предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, этот диалог.
- Елена Николаевна, как долго вы занимаетесь библиотечным делом? Это мой первый вопрос, а ответ на другой — почему стали библиотекарем, к тому же — школьным, должен проясниться, думаю, к завершению нашей встречи?
Проведя «экскурсию» по всем своим «владениям», рассказав вкратце, что есть что, показав несколько скромных, но — со вкусом оформленных выставок, как мне показалось, много обещающих заинтересованному читателю, с приветливой, доброжелательной улыбкой (вот таким и должен быть в моем представлении школьный библиотекарь!), Елена Николаевна начала нашу беседу:
- В этой профессии, которую очень люблю, я уже 42 года. Приехала сюда сразу после окончания Ленинградского библиотечного техникума вместе с мужем-офицером, да так здесь мы и остались. Первые шестнадцать лет работала во взрослой районной библиотеке, а 26 лет назад, с первого дня открытия средней школы № 3, перешла сюда. С тех пор работаю здесь, и ничуть не сожалею, что стала школьным библиотекарем: очень интересно!
- Стало быть, вы имеете возможность сравнить взрослую и школьную библиотеки. Каковы, на ваш взгляд, особенности работы в школе?
- Основные цели школьной библиотеки — привлекать к чтению подрастающее поколение и выполнять одну из главных задач — воспитание творчески мыслящего читателя. Но вы же понимаете, насколько современные технологии и в особенности интернет изменили в самой читающей стране мира психологию людей и как сложно сейчас привлечь их в библиотеку, тем более — молодых и юных. Но работа есть работа, всё равно я люблю её и стараюсь исполнять свои обязанности должным образом. 
- То есть, школьный библиотекарь должен обладать неким набором качеств для максимально успешного решения стоящих перед ним задач?
- Разумеется. Я считаю, что он должен обладать не только профессионализмом (это само собой), но и такими качествами, как любовь к детям, понимание их внутреннего мира и обязательно — верой в необходимость своей работы именно здесь, в школе. Надо, кроме того, всегда быть в курсе новых учебных программ, уметь координировать работу с учителями. За все годы работы в школе я поняла, что библиотекарь — это профессия многофункциональная: он и педагог, и учитель, и наставник.
- Ваши, Елена Николаевна, читатели — это ведь настолько разновозрастные группы, от только что ставших полноправными учащимися первоклашек до стоящих на пороге взрослой жизни выпускников, и, надо полагать, у каждой возрастной группы — свои предпочтения, запросы, интересы, так ведь?
- Ну конечно, и всё это обязательно учитывается в повседневной практике. Старшеклассники и учащиеся средних классов берут литературу в основном по программе обучения, а вот младшие школьники выбирают книги красивые, яркие, с иллюстрациями. И вот знакомство с библиотекой, самый первый урок, который я провожу для наших первоклассников, так и называется: «Двери в чудеса открыты здесь!». Я показываю ребятам все отделы библиотеки, которые только что прошли и мы с вами: абонемент, читальный зал, хранилище. Обязательно обращаю внимание ребят на тематическое разнообразие книг, рассказываю о том, какие это незаменимые помощники в учёбе. Цель такого урока — привлечь внимание детей к библиотеке, книге, чтению. 


- Как вы правы, делая всё это!
- Так ведь именно в этом возрасте авторитет книги для ребёнка необычайно высок, ей он верит беспредельно! И от того, какие книги первыми попадут в его руки, в значительной мере будут зависеть его дальнейшие пристрастия и интересы, да и вообще интерес к чтению и к книгам.
- Но, в любом случае, увлечь ребёнка — задача не из лёгких. К каким приёмам вы прибегаете?
- Такой урок знакомства со школьной библиотекой я начинаю обычно словами: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо тормошить сестрицу: «Ну почитай ещё страницу!» Не надо ждать, не надо звать, а просто сесть и почитать!». А заканчиваю приблизительно так: «Помните, книги — ваши верные и мудрые друзья, они живут рядом с вами на книжных полках, и стоит только протянуть руку — поведут вас по морям и лесам, к разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны… Но если завтра вдруг с лица земли исчезнут все книги, то для медведей и китов вряд ли что изменится, а вот людям придётся начинать всё сначала: от пещерного человека, от каменного топора и весёлой мартышки…».
- Как же всё это верно — насколько и в самом деле значима и весома книга в человеческом существовании. Очень правильное вы, Елена Николаевна, дали название своему первому уроку для первоклассников — «Двери в чудеса открыты здесь»! И очень жаль, что в последние годы интерес к книге неуклонно ослабевает — не хотят читать многие люди. Но ведь с этим надо что-то делать, невозможно даже мысли допустить о «возврате», как совершенно правильно вы сказали, к пещерному человеку и каменному топору.
- Да, в новых условиях и библиотеки ищут новые формы работы. Понято, что работа школьного библиотекаря заключается не только и не столько в выдаче и приёме учебников и прочей литературы. Разнообразим проводимые в классах и школе мероприятия, стараемся привлечь к ним как можно больше учеников и использовать по возможности современные средства информирования и обучения. Вообще, школьную библиотеку я представляю себе такой, какую видела в интернете: оснащённой красивой удобной мебелью, разделённой на зоны отдыха и общения, с рабочей зоной и обязательным электронным, компьютеризированным читальным залом. Но… В данный момент в планах — пополнить фонд новой литературой, чем пока похвастаться, увы, мы не можем, по не зависящим от нас причинам. Достаточно сказать, что последнее поступление литературы в нашу библиотеку состоялось пять лет назад…
- Грустно. Но надо жить! Что интересное состоялось и проведено для ребят в минувшем и в начале этого, нового учебного года? Конечно, коронавирус сказался негативно, но — всё же?
- Какая же библиотека без книжных выставок? Вот — несколько из них: «О, Россия, с великой судьбою страна!», «Будущим защитникам Отечества», «Вредным привычкам — нет!», «Всем друзьям природы», в начале каждого нового учебного года обновляемые выставки литературы «Календарь исторических и памятных дат» и «Книги-юбиляры». К Всемирному дню поэзии обязательно обновляется выставка «Читая заново любимых поэтов», к Дню защитника Отечества — «Дорогами подвига и славы», а в мае, как обычно, — «Поклонимся великим тем годам» и «Герои Крымской земли». Каждый год готовятся, как я уже сказала, выставки «Книги-юбиляры» и «Календарь памятных дат». Разумеется, в прошедшем учебном году не обойден вниманием 75-летний юбилей Великой Победы. Проработаны планы работы на новый учебный год. В ноябре для учащихся начальных классов будет проведено мероприятие «Мы в ответе за тех, кого приручили», приуроченное ко Всемирному дню защиты животных. Подготовлены библиотечные уроки: для учащихся 4-5-х классов — на тему «Структура книги», для шестиклассников — «Справочный аппарат книги и использование его при чтении». Должен вызвать интерес библиотечный урок «Книжки, которые знают всё: энциклопедии, словари, справочники». Будут проводиться презентации и «Часы интересных сообщений» к юбилейным датам писателей, литературные викторины для младших школьников, интеллектуальные игры для среднего звена. И, как всегда, в марте — традиционная Неделя детской книги.
- Всё это интересно и увлекательно, только бы эта напасть — коронавирус — не поломала всю вашу программу… Хотелось бы заодно узнать: а вы сами, Елена Николаевна, что любите читать или перечитывать?
- Моим любимым чтением всегда была и остаётся классика. По три-четыре раза перечитала Бунина и Куприна, Теодора Драйзера. Никогда не надоест такая литература! Из современных авторов люблю почитать что-нибудь у Виктории Токаревой, в особенности её повести и рассказы о женщинах всегда интересны, с какой-нибудь «изюминкой». Работая в библиотеке, не читать нельзя! 


- Мы с вами беседуем в канун Международного дня школьных библиотек, это ли не признание их значимости в жизни человека! Елена Николаевна, что вам хотелось бы в этой связи сказать своим коллегам?
- Поздравляя всех с нашим общим праздником, хочется пожелать, чтобы труд школьных библиотекарей был оценен по достоинству, ведь мы в отличие от массовых библиотек проводим большую, не видимую постороннему глазу работу по предоставлению учебников каждому (каждому!) ученику: это — ежегодный дозаказ недостающих учебников по всем учебным программам в каждом классе, оформление заявок, получение, и вновь — оформление уже полученных книг с последующей выдачей их каждому школьнику на формуляр в августе, перед началом очередного учебного года, и приём этих учебников по окончании его. Ведётся соответствующая документация, что тоже занимает много времени… С праздником, уважаемые коллеги! Здоровья вам всем и успехов в столь хлопотном, но и необходимом нашим детям труде!
Редакция газеты присоединяется к поздравлениям. 
Мы тоже желаем библиотечным работникам Черноморского района всяческих успехов!

Подготовила Любовь ЧЕРНОГОРСКАЯ
Фото из архива Елены ШАНИНОЙ 



Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий